Советы

Советы и упражнения, полезные для учащихся и учителей при интенсивном обучении и подготовке к экзаменам

 

В заключении мы предлагаем вам собранные материалы по практической помощи учащимся, направленной на их психологическую подготовку к ГИА.

 

I. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

1. Запоминание материала – основа успеха на экзамене (полезные сведения).

Чтобы лучше запомнить материал к экзаменам, необходима постоянная тренировка памяти. Выделите для этого хотя бы 20–25 минут в день.

Учтите, что продуктивность запоминания меняется в течение дня. Память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам). Наиболее целесообразно сблизить момент первого повторения материала и момент его первичного восприятия. Такое сближение предотвращает забывание. Если полученная информация не используется в течение трех дней, то 70% ее забывается.

Наименее эффективно заучивание днем. Целесообразнее всего запоминать вечером и повторять на следующее утро. Обширный материал лучше делить на небольшие группы.

Запоминание зависит от особенностей темперамента и характера человека. Так, холерики быстро запоминают, но быстро и забывают. А флегматики, наоборот, медленно запоминают, но помнят долго.

Абсолютно всё запомнить невозможно. Из потока информации необходимо выбрать наиболее существенное. Решив для себя, какая именно информация вам необходима, четко сформулируйте познавательную цель. Например: «Хочу знать…», «Хочу понять…», «Хочу научиться решать задачи типа…».  Полезно ставить перед собой такие задачи на запоминание, которые несколько превышают ваши возможности.

Следует решать больше задач и выполнять практические упражнения с использованием той информации, которую необходимо запомнить.

Интерес к информации способствует запоминанию. Старайтесь расширять свой кругозор. Чем больше человек знает, тем лучше запоминает. Большое значение для запоминания имеют наши чувства и эмоции. Старайтесь придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску, вызывая у себя определенные чувства. Информация, которая вам безразлична, плохо запоминается.

Процесс усвоения и воспроизведения информации зависит от концентрации внимания. Внимание – это резец памяти: чем оно острее, тем более глубокие следы оставляет.

Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить. Хорошо запоминается то, что понятно. Все законы, правила, формулы сначала должны быть поняты и лишь после этого их можно заучивать дословно.

Эффект запоминания зависит от характера информации, и прежде всего от вашей активности и самостоятельности при ее усвоении. Психическая активность проявляется в сравнении, противопоставлении, анализе, синтезе, обобщении изучаемого материала. Материал следует представлять, воображать, одновременно проверяя качество запоминания. При усвоении понятий необходимо стремиться к собственным формулировкам.

Запоминание становится успешным при наличии запаса знаний, являющихся базовой основой новых знаний. Постижение нового приносит хорошие плоды, когда его можно сравнить со старым прошлым опытом.

Начинать запоминать материал надо с самого трудного раздела, стараясь отделить главное от второстепенного.

Запоминанию способствуют выписки из прочитанного, представление информации в виде схемыопорных сигналовпроговаривание про себя и вслух, при помощи движений и при помощи ассоциаций. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до».

Говорят, что правильно забыть –  наполовину вспомнить. В этом случае хорошо использовать метод ассоциаций, то есть устанавливать связь запоминаемого материала с каким-либо событием, ситуацией и т.п.

Лучшие помощники памяти – дисциплинированность и организованность. Запоминание – это труд, и труд нелегкий. Поэтому важным условием усвоения материала является настойчивость и упорство в работе, умение не останавливаться на полдороге, а добиваться полного и прочного запоминания.

2. Упражнения для тренировки внимания и памяти.

Прогулка. Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти.

Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представьте себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусной остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская.

При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города.