Пятница, 22.06.2018, 08:12

  
Персональный сайт учителя математики, информатики Никешиной Светланы Ивановны
Меню сайта
Статистика
Форма входа
Поиск

Дробные отношения

Методическая разработка урока  с использованием ИКТ

Урок по теме: Дробные отношения.

Урок изучения нового материала.

Цель:  познакомить с определением дробные отношения двух чисел, показать применение понятия отношения двух величин.

Задачи:

Обучающие:  

- обеспечение усвоения знаний по данной теме;

 - продолжить формировать вычислительную культуру учащихся;

- осознанно перерабатывать полученные знания для выработки целостной системы знаний по данной теме;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес учащихся;

- развивать логическое мышление (формировать умение наблюдать, выявлять закономерности, сравнивать и сопоставлять, поводить дедуктивные умозаключения).

Воспитательные:

- формировать самостоятельное и добросовестное отношение к учебе;

- воспитывать культуру умственного труда.

Ход урока:

I Организационный момент

II Актуализация опорных знаний учащихся.

А начнем мы наш урок со слова, которое будет ключевым словом нашего урока. У вас есть три попытки, чтобы его угадать.

В словаре С.И. Ожегова о нем написано так: Слайд 1

 – Взаимная связь разных предметов, действий, явлений …;

– Официальная бумага, документ…;

– Связь между кем-н., возникающая при общении, контактах.

(Правильно, это слово – "отношения”.) Слайд 2

 

 Тема урока: Дробные отношения.

Учитель сообщает цель урока.

Запишите в тетрадь число и тему урока. Ребята давайте вспомним, что мы знаем о дробях.

- Дроби бывают (обыкновенные, правильные и неправильные, сократимые и несократимые, взаимообратные.)

– Вспомним, какие действия над дробями вы можете выполнять  (сравнение, сложение, вычитание, умножение, деление дробей).

Перед вами пять пар дробей. Слайд 3

Выберите любую пару и выполните в тетради все перечисленные действия с данной парой дробей. Решение выполните на листочках, в которые нужно вписать свою фамилию и класс.

Если вы правильно выполнили все действия, то найдете свои ответы в соответствующих фигурах. Слайд 4

Первые кто решит правильно указанные примеры, получают звездочки, по одной за каждый правильный пример.

- У кого не было ошибок?

III Объяснение нового материала.

Разберем решение задачи 1 по учебнику на странице 117

Решение задачи: От куска материи длиной 5 метров отрезали 2 метра. Какую часть куска отрезали?

Слайд 5

Сначала узнаем, какую часть куска составляет 1 метр. Так как в куске 5 метров, то 1 метр составляет  куска. Значит, 2 метра составляет  всего куска материи. Тот же ответ можно получить, разделив 2 на 5. Действительно,

2 : 5 = . Ответ можно записать в виде десятичной дроби или процентов.

 = 0,4 = 0,4 · 100% = 40%

Сформулируем определение: Слайд 6

 Частное двух чисел называют отношением этих чисел. Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.

Прочитайте определение отношения двух чисел. Что показывает отношение двух чисел?

Если значения двух величин выражены одной и той же единицей измерения, то их отношения называют также отношением этих величин (отношением длин, отношением масс, отношением площадей и т.д.)

Разберём по учебнику решение задачи 2.

Решение задачи: Длина железной дороги 360 км. Электрифицировано 240 км этой дороги. Какая часть дороги электрифицирована? Во сколько раз вся дорога длиннее её электрифицированной части?

Чтобы найти, какая часть дороги электрифицирована, берём отношение 240:360.  Записываем это отношение в виде дроби и сокращаем её на 120. Получим
. Значит, электрифицировано  всей дороги.

Чтобы узнать, во сколько раз вся дорога длиннее своей электрифицированной части, берём отношение 360 : 240. Записываем в виде дроби и сокращаем эту дробь на 120.

Получим

Значит, вся дорога в 1,5 раза длиннее электрифицированной части.

IY Закрепление изученного материала.

1.     На Слайде 7 нарисована таблица. В ее клетках даны числа и единицы измерения. Несколько учеников по очереди встают и составляют отношения.

Учитель должен проследить, чтобы они создавали отношение с одинаковыми единицами измерения.

5 кг

18 м

9 руб

1 м

3 руб

2 ч

7 кг

6 ч

13 см

54 коп

20 сек

Остальные ребята выполняют в тетрадях и проверяют отношения на доске.

2.     Все выполняют в тетрадях № 722 (а,б,д,е) первые кто решит правильно указанные примеры, получают звездочки, по одной за каждый правильный пример.

 Слайд 8 с ответами.

А учащиеся меняются тетрадями для взаимопроверки. Нужно поставить «+» рядом с правильным ответом, и «-», если пример решен неправильно. Проверить, кто получил 4,3,2,1 плюса.

Мы славно поработали, а теперь отдохнем.

Физминутка. Слайд 9,10,11,12,13

 

Продолжаем работать.

Что называется отношением двух чисел?

Что показывает отношение двух чисел?

Как узнать, сколько процентов одно число составляет от другого?

Соберите звездочки, которые вы набрали в кружочек. У кого получился целый кружок, вы самостоятельно решаете задачи №729, 725 (в конце урока работы проверяются).

А вот тем, у кого были ошибки, решим ещё несколько примеров.

№ 728 на доске и в тетрадях;

№ 732 устно;

№ 747 (в) самостоятельно.

За каждый верно выполнений пример, учащиеся получают звёздочку.

Итог урока.

Поднимите руку те, у кого кружочек вырос до целого. Вы тему урока усвоили. Если кружочек не целый, то дома вычислите: на сколько процентов вами усвоена изученная тема. Это будет часть домашнего задания.

Домашнее задание: для всех п.20 № 751; та часть учащихся, что справилась со всеми заданиями, получает задание на выбор: а) сочинить свою сказку о   дробях, б) составить задачу на отношение двух чисел.
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта
  • МОУ ООШ №4
  • Федеральный институт педагогических измерений
  • Федеральный портал «Российское образование»
  • МОУ ДПО "Информационно- методический центр города Белово"
  • Copyright MyCorp © 2018

    Конструктор сайтов - uCoz