Часть2

Тема 1.2 Интерфейс пользователя

Типология связи с человеком определяется как уровнем разви­тия программного обеспечения, так и техническими средствами. 
Связь с пользователем включает:
•  командный (или иной) интерфейс по управлению системны­ми процессами в вычислительной системе. Пользователь (привилегированный) осу­ществляет запуск-останов программ, подключение-отключе­ние устройств и прочие релевантные операции;
 интерфейс  по  управлению   пользовательскими   процессами (контроль состояния процесса, ввод-вывод данных в процесс/ из процесса).                      
В состав пользователей в общем случае включаются следующие группы лиц, контактирующих с системой:
•  администратор системы: лицо или группа, отвечающая за со­провождение данных, назначение уровней доступа, включе­ние/исключение пользователей;
•  оператор системы, осуществляющий сопровождение вычисли­тельной процесса;
•  прочие пользователи (не обладающие привилегиями доступа к данным).
Очевидно, что именно оператор ЭВМ является естественным пользователем ОС; все же прочие пользователи становятся таковыми лишь вследствие расширения функций пользователя в связи с ин­теграцией (особенно в случае, персональных ЭВМ) функций конеч­ного пользователя, администратора системы и оператора.
Интерфейс — это способ общения пользователя с персональ­ным компьютером, пользователя с прикладными программами и программ между собой. Интерфейс служит для удобства управления программным обеспечением компьютера. Интерфейсы бывают од­нозадачные и многозадачные, однопользовательские и многополь­зовательские. Интерфейсы отличаются между собой по удобству управления программным обеспечением, то есть по способу запуска программ. Существуют универсальные интерфейсы, допускающее все способы запуска программ, например Windows 3.1, Windows 95. Например, Windows 95 позволяет реализовать несколько способов запуска программ, в том числе позволяет запускать программы при помощи меню кнопки Пуск.
Разновидности интерфейсов. Интерфейсы отличаются по способу доступа к командным файлам программ.
Командный (текстовый) интерфейс. Всякая операционная систе­ма имеет командный интерфейс (иногда в скрытой форме).
В первой из ОС (OS/360) взаимодействие с пользователями было жестко поделено между следующими компонентами:
•  командный  язык   оператора   ЗВМ  (лицо,   ответственное   за управление вычислительным процессом);
•  язык управления заданиями (JCL — Job Control Language). Это язык пакетной обработки, не допускающий вмешательства пользовате­ля в собственно процесс вычислений, компиляции и пр.
По мере развития ЭВМ, ОС, появления и широкого распро­странения диалоговых устройств (видеотерминалов) в последующих ОС произошла интеграция данных компонент в единый командный язык. Для разграничения между командами оператора, администра­тора, конечного пользователя используются методы разделения до­ступа и назначения привилегий, в то время как формат команд является достаточно единообразным.
Далее, после распространения ПЭВМ данное разграничение со­шло на нет (в ОС MS-DOS), поскольку пользователь ПК в едином лице соединяет функции оператора, администратора, конечного поль­зователя. Затем с появлением локальных сетей и более мощных ПК, работающих в многопользовательских режимах, в сетевых ОС и ОС ПЭВМ, вновь организуется разграничение доступа и т, д. Таким образом, данный процесс является циклическим (точнее, спиралевидным).
В табл. 1.3 приведена выборка из основных функциональных групп команд различных ОС.
В большинстве ОС в настоящее время сложился более или ме­нее унифицированный формат командной строки. Командная стро­ка включает в себя:
•  тип операции (имя команды или программы);
•  рабочий вход (входные файлы или устройства);
•  рабочий выход (выходные файлы или устройства);
•  управляющий   вход   (управляющие   параметры   или   ключи команды);
•  управляющий выход (обычно — протокол, содержащий диа­гностику ошибок, код завершения или другую информацию).
Текстовый или графический полноэкранный интерфейс. Он имеет, как правило, в верхней части экрана систему меню с подсказками. Меню часто бывает выпадающим (ниспадающим — pull-down).
Для управления компьютером курсор экрана или курсор мыши после поиска в дереве каталогов устанавливается на командные файлы программ (*.ехе, *.com, *.bat) и для запуска программы на­жимается клавиша или правая кнопка мыши. Различные файлы могут выделяться разным цветом или иметь разный рисунок. Каталоги (папки) отличаются от файлов размером или рисунком. Данный интерфейс является основным для всех видов программных оболочек. Пример: Norton Commander и нортонообразные оболочки (DOS Navigator, Windows Commander, Disk Commander). Подобный интерфейс имеют инструменты Windows 3.1 (Диспетчер файлов) и Windows-95 (Мой компьютер и Проводник). Такой интерфейс весь­ма удобен, особенно при работе с файлами, поскольку обеспечивает высокую скорость выполнения операций, позволяет создавать пользовательское меню, запускать приложения по расширению файлов, что повышает скорость работы с программами.
Графический многооконный пиктографический интерфейс. Пред­ставляет собой рабочий стол (DeskTop), на котором располагаются пиктограммы (значки или иконки программ). Все операции производятся, как правило, мышью. Для управления компьютером курсор мыши подводят к пиктограмме и запуск программы осуществляют щелчком левой кнопки мыши по пиктограмме. Это наиболее удоб­ный и перспективный интерфейс, особенно при работе с програм­мами. Примеры: интерфейс компьютеров Apple Macintosh, Win­dows 3.1, Windows 95/98, OS/2, X Windows.
Графический интерфейс пользователя. Графический ин­терфейс пользователя (GUI — Graphics User Interface). Появление операционных систем и оболочек с развитыми диалоговыми графи­ческими средствами (OS Macintosh, Windows ЗД, а особенно Win­dows 95/98/МЕ, а также NT/2000) и средств программирования, по­зволяющих создавать графические интерфейсы (FoxPro for Windows и пр:), а особенно — объектно-ориентированных систем програм­мирования — привело к внедрению и широкому распространению элементов экранного интерфейса.                                              
Графические интерфейсы иногда обозначают следующей аббре­виатурой ~~ WIMPD (Windows, Menu, Pointng Device) — окна, меню, указывающее устройство, как основные действующие элементы в подобном интерфейсе.                                                                    
Оболочка Microsoft Windows не была изначально операционной системой, так как она существует «поверх» операционной системы типа MS-DOS. Она возникла в виде стандартизатора графического интерфейса и прижилась исключительно потому, что пользователь хотел видеть программу, с которой ему часто приходится работать, красивой, практичной, удобной и легкой в освоении и использова­нии.
Для ОС UNIX также был создан специальный графический ин­терфейс — X Window; фирма IBM выпустила вместе с операционной системой OS/2 свой вариант графического интерфейса пользо­вателя — Presentation Manager.
Функции, используемые программой пользователя при работе с графическим, пользовательским интерфейсом, схожи, как и сами интерфейсы.
Основным преимуществом использования графического интерфейса операционной системы является то, что с помощью него программа может создавать графические изображе­ния, которые будут выглядеть одинаково на всех устройствах, под­держиваемых операционной системой (принцип WYSIWYG — What You See Is What You Get — что видим, то и получаем).
Большое внимание в графическом интерфейсе операционной системы обычно уделяется шрифтам. Исторически сложилось так, что первыми и долгое время единственными шрифтами для компью­теров оставались растровые (точечно-матричные) шрифты, Такие шрифты занимали малый объем памяти, однако их символы невоз­можно было вращать, наклонять, уменьшать без искажений или уве­личивать можно было только в целое число раз. С появлением гра­фического интерфейса операционные системы стали предоставлять системные средства для поддержки использования векторных шриф­тов, которые не только легко масштабируются, меняют наклон и толщину, но и выглядят одинаково на всех устройствах, поддерживаемых операционной системой. Каждая операционная система под­держивает свой стандарт векторных шрифтов (TrueType для Micro­soft Windows; Adobe Type Manager для OS/2; GhostSсript для LINUX)..
Графический интерфейс включает следующие понятия — рабочий стол, окна, пиктограммы, элементы графического интерфейса (виджеты), указывающее устройство (мышь).
Графические оболочки делают технологию работы с компьюте­ром более естественной и ясной. Большую роль здесь играет мышь как основной инструмент управления машиной. В целом ряде слу­чаев для вызова некоторых (довольно сложных) операций достаточ­но просто «перетащить и положить» (Drag-and-Drop) пиктограмму или другой объект с помощью мыши. 
Основные элементы графических интерфейсов (виджеты, widgets), Виджет — это заготовка части пользовательского интерфейса (кнопка, часть меню, пиктограмма и т. д.) с параметра­ми, привязываемая к окну экрана терминала. Наиболее распростра­ненные: кнопка (Button); радиокнопка (Radio Button); флажок (Check Box); список (List); полосы прокрутки и т. д.