Классный час

Тема:      «Экологическая тропа»     (5-6 классы)

*    Цель: формирование экологических знаний подростков; воспитание любви к природе, Родине, самому себе, развитие наблюдательности, внимания.

*    Форма: заочная экскурсия по музеям-заповедникам.

*    Подготовительная работа:

Класс делится на несколько групп, каждой, из которой дается домашнее задание:

Ø Рассказать о животных что-то необычное, интересное, начиная со слов: «А знаете ли вы, что…»

Ø Изучить на досуге особенности местности: леса, луга, оврагов.

Ø Подготовить название команды, эмблему, девиз.

Ø Для проведения дела выбирается жюри (можно из родителей, учителей, старшеклассников), которое обговаривает критерии оценки и баллы каждого этапа. По итогам каждого конкурса подводятся предварительные итоги.

*    Содержание классного часа.

Вступительное слово ведущего.

Уважаемые натуралисты, сегодня мы с вами отправляемся в уникальное заочное, но очень интересное и познавательное путешествие. В пути нам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.

I ТУР

Команды отправляются в путь. Кто стоит на старте?

Объявляются команды-участницы с предоставлением возможности разъяснить свою эмблему и девиз.

 II ТУР

На  пути нам первыми встретились очень необычные животные.

Каждая команда рассказывает что-то необычное о животных, сопровождая свое повествование рисунками, фотографиями и другим иллюстративным материалом.

Ведущий может дополнить, например, такими сведениями:

Ø  Знаете ли вы, что крупные крокодилы ревут, как быки? Их страш­ный рев по смыслу означает то же, что пение соловья: «Это мой уча­сток!» В основном они питаются рыбой, но иногда нападают на антилоп во время водопоя.

Ø Знаете ли вы, что акулы относятся к древнейшим представителям рыбь­его царства? Их предки существовали 150 миллионов лет тому назад. В нагие время акулы обитают во всех океанах, но предпочитают тропический пояс. Акулы - хищники. Опасны для купальщиков 3-5-метровые акулы. А вот 15-метровая китовая акула, которая питается мелкой рыбой и рачками, безопасна и на людей не нападает. У акул есть спутники, которые питаются остатками акульего обеда: пестрая рыба-лоцман и прилипала. Прилипалы плохо плавают и поэтому особой присоской в верхней части головы прилипают к акульему брюху и так катаются на своей хозяйке.


Ø Знаете ли вы, что осьминог – охотник, который сам иногда становится жертвой. Он обладает тайным оружием – в его теле находится чернильный мешок, наполненный красящей жидкостью.


 Ø Знаете ли вы, каймановые черепахи – очень опасные хищники. Они хватают все, что находится в пределах досягаемости. Им не страшны даже молодые аллигаторы.

 II ТУР

 Привал

Оглядитесь. Столько знакомых и неизвестных растений вокруг1. Капитанам команд предлагается выбрать билет с названием лекарст­венного растения.

Задание: необходимо из представленных гербариев выбрать тот, который нужно, и максимально полно рассказать о его лекарственных свойствах. Нужно вспомнить, где растет это растение, можно ли его встретить в походе?

 Применяют как средство, успокаивающее нервную систему и способствующее пищеварению.

Применяют в виде отвара как отхаркивающее и потогонное, при язве желудка, отсутствии аппетита, кашле и головной боли.

Отвар, настой, сок и настойка пустырника применяются как сердечное и успокаивающее нервную систему средство при отдышке, сердцебиениях, болях в области сердца. При воспалительных процессах желудочно-кишечного тракта.

 




Применяют при простудных заболеваниях, кашле, болезни желудка, печени, бессоннице.

(Гербарии можно взять в кабинете биологии. Можно предложить такие растения, как ландыш, корень валерианы, одуванчик, подорожник, ромашка, хвощ полевой и др.

IV ТУР

Какой же привал без отдыха, песен, игр?

Композиторы и поэты часто в своем творчестве обращались к тем или иным растениям, воспевая их красоту, прелесть ароматов. Каждая команда за 3 минуты должна вспомнить как можно больше п с названиями растений (обязательно исполнение одного куплета).

Песни поются по очереди, выигрывает последняя команда, пра­вильно спевшая песню. Повтор песен, даже если пример был из другою куплета, запрещен.

V ТУР

Сделал дело - гуляй смело.

Когда туристы снимаются с ночлега, привала, нужно все вокруг оставить в первозданном виде, убрать мусор. Куда убирают пустые

склянки, консервные банки?

Попробуйте за 10 минут из пустых пластмассовых бутылок из-под воды сделать полезные вещи для леса, для проходящих по тропинке туристов.

                                         VI ТУР

Прочитать русскую пословицу по первым буквам картинок.

Например, для изображения пословицы «за комаром не ходи с то­пором» можно предложить по порядку следующие изображения: змея, ананас; кенгуру, овца, морковь, арбуз, рыба, облако, мухомор; нарцисс, енот; хамелеон, одуванчик, дельфин, иголка; слон; туча, осьминог, паль­ма, огурец, рябина, ослик, морж.

Для изображения пословицы «пуганый заяц и пенька боится» предлагаются изображения: петух, улитка, горох, арбуз, носорог,  акула, ястреб, цыпленок; индюк; подсолнух, ель, незабудки,, ко­рова,     ананас;     белка,     огурец,     иголка,     тигр,     страус,     яблоко.

 

                            VII       ТУР

В конце пути вам встретился большой завод на окраине города. (Защита экологических проектов.)

Каждая команда в течение 10 минут должна изобразить на полови­не листа ватмана завод будущего, который не отравляет окружающую среду. Можно поблизости с ним расположить оригинальные очиститель­ные или перерабатывающие сооружения, Главное - защита проекта с до­казательностью полной экологической чистоты завода.

Команды-соперницы могут задавать по два вопроса.

                         VIII        ТУР

Подведение итогов. Награждение победителей.

 Литература

1.   Акимушкин И.И. Мир животных. М., 1974, 1975.

2.   Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учи­
теля начальных классов. М., 1985.

3.   Журналы «Юный натуралист», «Филя».